" "=
Селитренский сельский филиал
 МКУК "Харабалинская межпоселенческая библиотека"

Селитренский сельский филиал - Занятость населения до советской власти 1917г.


     
Меню сайта

Форма входа

Поиск

МКУК "Харабалинская межпоселенческая библиотека"

Культурно-развлекательный центр Сарай-Бату

Астраханский музей-заповедник

Селитренное городище

                                                                  Занятость населения до советской власти 1917г.


Занимались: садоводством, овощеводством, животноводством, рыболовством, разными ремеслами. Переработкой продукции и реализацией ее. Многие люди имели частные земли и вели на них свои хозяйства.

Садоводы, плантаторы на присельских землях, а животноводы в займище на хуторах в междуречье Ахтубы и Волги. Сады располагались ниже Киселевки по берегам ерика Шулук. Первые от села - Гончаровы, Титовы. На противоположном берегу Алимовы сады и др. (Вниз по реке Ридили) А в сторону села Вольного сады Батаевские, Аксеновские и др. Там был поселок с добротными домами.

Мне довелось видеть и работать там, уже когда, все частное отошло колхозам.

При частном владении каждый хозяин имел на Шулуке свое поливное устройство Чигирь. Это колесо в диаметре до трех метров с насаженными по ободу ведрами. Вращение колеса движением шестерен и движением верблюда по кругу. Ерик был полноводен, глубок, колесо погружалось, ведра набирали воду и лили ее в желоб, а далее по канавкам. В колхозах Чигири заменили на топливные двигатели. Чигири стояли размонтированными. По рассказам взрослых прежние садоводы урожай плодов продавали на корню! Прежниезакупщики сами нанимали рабочую силу на уборку, переработку, упаковку, отгрузку пароходами. Отгружали свежие фрукты, сушенные, пастилой. Сорта фруктов были отечественные, выращенные в нашей солнечной зоне, имели высокие пищевые и вкусовые качества, превосходящие западным, выращенным во влажном климате. Таких плодов мне давно не встречается. Анисовые, Мамутовское белое, Алое, Антоновка, Бель розовая, Мальтбагаевский, Апорт и др.

Овощеводы назывались плантаторы. И занимались этим делом в основном татары, они и до сих пор умеют это делать хорошо.

Мне запомнилась картина 1931год. Рано утром, я дитя в своем дворе, слышу голос с татарским акцентом - громко «А-а-а-рбуз, арбуз, ды—ня Канталупа, демь-ян-ке!!!» Канталупа- сорт дыни (был тогда] Размер крупный как серая волжская тыква. Поверхность ломтистая, кожица серозолотистая, мякоть с бордовым оттенком. Семенное гнездо малое, ломти крупные, вкус - сверх сладкий - губы слипает.

Демьянками звали баклажаны, не знаю почему. Может, какой то Демьян завез, а название сам не знал.

Я открыла калитку и вижу, стоит посередине улицы фура, запряженная двумя быками, на фуре высоко горой, все дары плантации. Красиво! К товару подбежали женщины, идет торг.

Животноводы, на привольных пастбищах растили скот, после паводка сеяли просо, бахчевые, добывали рыбку на питание. Косили сено и продавали на нужды жизненные.

Тяжкий труд несли люди, чтоб жить. Говорили - «Заря выгонит, заря вгонит». Не знали время по часам. И лишнего не имели. Более доходным считалось рыболовство морское.

 

Рыболовство

 Рассказы старших свидетельствовали, что среди всех жизненно важных отраслей, не малую роль имело рыболовство.

Рыбу ловили на всех присельских реках: Ахттубе, Ридилях, Попеочной, Банной, Широкой и Сухой Митинках, Харабалыке и Волге. Но более оплачиваемым был морской лов. И в царское время им занимались многие Селитряне. Но дело это не простое - затратное, трудное, опасное, и одному не посильное. Для этого кооперировались по две-три до четырех семей. На сложенные средства приобретали необходимое снаряжение. Во первых судно плавучий дом. Называлось оно Стояночное, так как в лове не использовалось, а стояло на месте, закрепленным якорем. Это судно укупорено от проникновения воды в штормы. На ней спали, хранили все жизненное, даже железную печурку, дрова в отдельном отсеке. Судно такое было парусное одно, двух мачтовое. Паруса шили из плотной  ткани - канифас. К стояночной нужно было иметь судно для лова рыбы, вывоза на приемки. Такое судно называлось - подчалок (подчален к Стояночной).

Работа в море требовала особого мастерства и не прощала халатности, неумения, что приводило к гибели людей. Поэтому готовились с особой тщательностью. Суда строили сами на берегу Ахтубы.

Хлебные злаки Селитрянам выращивать было трудно, не позволяли земли и средства. За исключением не многих, которые ездили далеко в степь за Шангу, там выращивали, но это не на все село. По этому, при удачном морском лове, заезжали в Астрахань и закупали на зиму провизию и другие товары семьям.

Понимая, глубоко, всю серьезность морских работ. Проводы этих экспедиций производились со священником, многолюдно и обязательно с иконами и молитвами. При обязательном образе Николая Чудотворца - спасителя на водах, особенно в море.

В советское время все ликвидировано, суда конфискованы, рыбодобытчики репрессированы. Наступило трудное время, о котором трудно вспомнить. Но факты из истории не выбросишь. Историю надо знать и извлекать уроки.

 

Культура

 Это Селитряне понимали и стремились к лучшему во всем. Культура была видима каждому, кто приезжал и коренным жителям. Планировка застроек в улицах - ровные ряды домов. У некоторых парадные крылечки на улицу, украшенные деревянной резьбой, решетчатые ворота, чистые улицы. Во дворах бани. Мылись по субботам. В пятницу наносили с реки воду до 40 ведер в котел и 20 в бак холодной. Семьи большие всех вымыть, все выстирать и прополоскать в реке. Дома уборка капитальная горячей водой с дрявой [толченый кирпич) и голиком (Веником) и мочальная - лыковая мойка. Все полы не крашенные издают свежий аромат сосны. Чистят самовары гущей с песком до блеска. Воскресенье чистые, одеты празднично, идут в церковь не евши. Возвратись обедают и чай из самовара. Ни какого спиртного. Спиртное только на свадьбах в тридцатиграммовой рюмочке подносили под закуски и горячие блюда, но не до безумного пьянства, для хорошего веселья.

Одевались в соответствии с трудом. На выходы и в церковь одевались красиво по существующим моделям в журналах - [В селе их приобретали, приобщались) Цвета тканей для одежды использовали однотонные разных цветов и оттенков, от густых до нежных. Также и платки, шали, китайские шелковые, Кашмир для зрелых женщин. Цветные ткани считали, соответствуют цыганской нации, веселью разгульному. А Селитряне предпочитали умеренность. Время ценили дорого и отдавали его делам. Веселье отдых позволялся в Великие праздники: Рождественские святки и Пасхальная неделя.

Остальные праздники чтили как - «Свят день до обеда». А в неотложных делах, все равно, останов непозволителен. Заботились о поведениях детей, молодежи, В какие игры играть, как проводить вечорки. И как там вести себя девушкам и кавалерам.

На Пасхальной неделе взрослые играют на улицах в игру - Яйца катать. Нарядные люди с крашеными яйцами в руках, звонко кричат - « Пару, пару!!!» Каждый зовущий находит себе пару. Они вдвоем ложат в фартук 2 яйца.

Пары собраны, перемешивают  не глядя. И парами выкладывают на середину улицы. Каждая пара удалена на 2 метра. Люди смотрят, где их яйца и с кем окажется в паре. Отмеряется расстояние для пуска мяча в яйца. Мяч- круг плоский, расшит или разрисован. Если метко попасть в пару яиц она раздвигаются и право на следующий пуск. Так до промаха. Если попал в ворота, то яйца не получишь, а если в другие, то забирает все.

Яркое зрелище, веселое. Тут и шуткам и припеву время. Играли в лапту и взрослые и дети.

Кто то готовил концерты малые, к празднику тайком. Однажды во время яичной игры из переулка послышалась музыка гармонь. И вышли молодцы - [на подбор] шелковые белые рубахи, расшитые на подолах, манжетах и ворот. Пояса с кистью. И хромовые сапоги, фуражки. Они плотно друг к другу под локти соединены под гармонь перебирали ноги влево вправо. И весь их строй качался красочно. Люди замерли, расступившись, пропустили до следующего переулка, где скрылись самодеятельные артисты. Не помню, пели они или нет, но зримо до сих пор вижу. Нигде не было пьяных, это считалось непристойным.

Сватовство и свадьбы тоже были интересны.

Раньше, еще при молодости родителей. Был обычай молодежи из воли родительской не выходить. Кого родители решат, том и быть. И установился порядок, который был много лет.

Сначала Смотрины со своими речами, угощением.

Затем Сговор. Обсуждение всех условий молодых и старших, относящихся к семейному союзу и жизни в семье свекров, И когда все согласовано, назначен предсвадебный Запой. Угощение объявление женихом и невестой и разрешено днем вместе по селу и к родным, но не вечером. После запоя уже ни кто ни смел сватать или увлекать. Перед венцом выкупают приданное, везут публично к жениху, там раскладывают на обозрение зрителей, люди ходили, смотрели, считали. А жениха и невесту благословляли родители по их просьбе - на коленях. И везли под венец. От венца к свадебному столу, который накрывали перед молодыми, красиво - горкой. В центре высокие вазы со сладкими из теста розами, пониже другие яства. А гостей сажали на стулья у стен шатра или дома

Начало свадьбы церемония - прощание молодоженов с волею молодою. В этот момент входят только молодые девушки и парни. Девушки обязательно в светлых однотонных платьях и белых. Мальчики в белых рубахах, темных брюках.

Первый вальс молодые жених с невестой танцуют одни. Садятся за стол. А молодежь танцует определенное время. По истечению времени угощают чаем, сладостями, провожают.

Объявляют - Идут Гордые [ударение на ы]. Их рассаживают по родству, старшинству и каждому на подносе рюмочку и тарелочку с закуской. Вокруг стола молодых гости не сидели.

Начинается пляс, песни, сценки, шутки. Пауза. Отдых и снова угощение. И последнее после всех яств чай.

Начинаются дары и гости расходятся. Молодых охраняют дружки [мужчина и женщина) чтоб никого не пустить к

молодым.

На следующий день веселье переносится в дом невесты с ПКЛОНОМ - так звали этот день. То есть поклониться матери, отцу за дочь непорочную. И несут по селу простыню со следами цвета пробы невинности. Поют - « Расцвели цветы разоревые, ох лазоревые, да до зоревые». Родителей невесты чествуют, благодарят, веселятся. На том конец обряда.

Но если невеста окажется нарушенной до свадьбы, то приходится терпеть упреки. На Поклон идут с хомутом с бездонным тазом и одевают родителям на шею.

И поют - « У нашего молодого половина золотого, а вашей молодой не закроешь сковородой». Родители терпят, угощают, провожают с миром. Жизнь продолжается своим чередом. В последующем это упразднили. Я видела как хомут и тазы. А все остальное еще застала на многих свадьбах, пока они велись по старому обряду. Люди ходили смотреть свадьбы и семейные торжества как в театр. Хозяева не протестовали. А гости и хозяева подтягивались, чтоб не осрамится в чем либо. Это тоже культура. Смотрели фасоны одежд, присматривали невест. На свадьбах женщины меняли платья это тоже к месту и значению. Красивую посуду хранили в застекленных горках. А праздную в корзинах на подворьях до случая.

Грамотных было мало, но люди умом постигали природу и старались жить по ее законам и берегли ее. Чистили протоки, спасая рыбную молодь, берегли луга разумным выпасом скота и т.п. Вбирали хорошее из культур других народов, которые бывали в нашем селе. Торговали, лечили (китайцы), Немцы давали в кредит товары. Благодаря хорошим путевым связям -пароходство и железная дорога росла и культура. Приезжали ремесленные люди на заработки из разных губерний. За порядком санитарии, помощи нуждающимся и т.п. следили избранные участков. Были и уникальные люди: гипнотизер, силачи. Много рассказывали о них интересного. Я видела лиш сильную женщину - высокая мужского телосложения, руки большие ими она свободно брала мешки с мукой или зерном и переносила с телеги не на спине. Я наблюдала издали. А люди говорили, толи шутили - « Через Шулук верблюд плывет, а Пелагея по дну пешком идет». Шулук был глубок еще при моей памяти.

Шофер отказал подвезти гипноза. Машина встала на долго. Люди подсказали, пошел просить.

А железную дорогу, на сходе, решили к селу не подводить - « скот подавит» (Впоследствии трудно было добираться до станций Сероглазово или Ашулук).

Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Селитренное


    Харабали 2013
    Сайт создан в системе uCoz