" "=
Селитренский сельский филиал
 МКУК "Харабалинская межпоселенческая библиотека"

Селитренский сельский филиал - История села Селитренное


     
Меню сайта

Форма входа

Поиск

МКУК "Харабалинская межпоселенческая библиотека"

Культурно-развлекательный центр Сарай-Бату

Астраханский музей-заповедник

Селитренное городище


« Земля родная, будь, ты, мне всегда мила.

Тот сельский домик, где я жил.

О, будь всегда, будь сердцу мил,

Мой край родной».

               (Из полонеза Огинского)


СЕЛИТРЕННОЕ

 

Название села (по рассказам предков) получило от добываемой там селитры, запасы, которой до нас не дошли.

По историческим данным и рассказам моих предков (родных и земляков) считалось, что это село в числе других сел, ныне существующих в Астраханской области (ранее Царицинской губернии) образовались по велению царицы Екатирины Великой.

По ее указу дан клич на Украину - Харьковскую губернию и Воронежскую, затем немцам. «Заселить пустующие места Поволжья на льготных условиях - не платя податей до трех лет»

Украинцы прислали ходоков на разведку. Ходокам места понравились « Земли богато, рыбы богато». И двинулись чумаками - (возами) на новые места. Разделяясь селились, образовывая поселения. Из этих переселенцев получились села:

Из Украинцев: Капустин яр, Пологое займище. Солянка, Покровка, Владимировка, Успенка, Ново-Николаевка, Болхуны, Сокрутовка, Вольное, Самодуровка (Ныне Хошеутово), Селитренное которое смешалось с местным населением и Воронежскими.

Из Воронежских: Батаевка, Рождественка, Золотуха, Пироговка, Удачное, Сасыколи, Харабали, Тамбовка. У всех был свой говор.

У Москалей: - «ни замай ( не бери), на медни (на днях), надысь (не давно), васейко (давно), чаво, щытаешь и другие»

У Украинцев: - « в жинку, браты, москальку нэ трэба, бо як знее балакать, нэ можа.»

Село, мое родное - Селитренное, помню с 1930года. В то время оно было немалое. С хорошей планировкой улиц, размещением общественных зданий. В центре площадь (майдан). По сторонам: сельсовет, клуб, школа, базарчик, дом священника особого стиля. Улицы стройные, дома подворья деревянные. Подворья задними сторонами не примыкают друг к другу. Между ними промежуток для складирования и вывоза мусора. Этот промежуток назывался - зады. Улицы и дворы содержались по санитарным правилам. За порядком следили - назначенные по участкам.

Село занимало весь Маячный бугор со всеми склонами и низиной к ереку Шулук, и церковный бугор, и половину больничного бугра.

Тогда было шесть продольных улиц и десять поперечных. Все густо и стройно застроены.

В просторечье селяне делили село на части: Селень, Киселевка, Чоботари, Бондари.

К Селени относилось место центра. К Киселевке -восточный склон Маячного бугра и низина до садов Гончаровых и Титовых. Бондари и Чоботори по местам ремесленников.

В селе было четыре школы. Две начальные - церковная деревянная, рядом с храмом на четыре класса, добротная, светлая просторная. Вторая кирпичная у двора пекарни на два или три класса. Третья белая рядом с почтой неполносредняя. И четвертая - (красная называлась) из красного кирпича - средняя. Детей было много, учились в две смены.

Были- Храм (красивейший седьмое место в России), шесть магазинов, рыбный завод, Кирпичный завод, больница, ветряная мельница, аптека, Молочный заводик.

В селе не было помещиков. Люди жили в соответствии с укладом, созданным сами. За это, впоследствии, писатель Ф. Гладков назвал Астраханщину- вольницей, так и книга названа.

В селе не было соломенных крыш черных хат. Все дома, ворота, заборы, летние кухни были деревянные, это потому что по Волге полноводной шли плоты леса - трехслойные, на них готовые детали домов, доски. Селяне могли покупать до революции 1917года.

 

А в моей памяти 1930год в село ходил пассажирский колесный пароход, два раза в сутки перевозил грузы и пассажиров. Так связь с миром у Селитренного была большая. Имелась почтовая связь и пекарня хлебных изделий.

Маячный бугор

О названии его ходило два утверждения.

Первое - на этом бугре стоял маяк для Каспийских моряков, так как в древности море подходило близко.

Второе - в разгул Степана Разина, на Маячном стоял сигнальный маяк, с которого наблюдали за Волгой. А при появлении торговых судов, давали сигнал к ограблению своим людям, базировавшимся на острове Блашной, в камышах, у реки Банной. А река названа, будто потому, что там были бани банд Разинских. Ходили слухи о множестве потопленных ценностей и вроде иностранцы предлагали почистить дно Волги только за то, что найденное будет ихним.

А остров прозван Блошным из-за плотного населения там блох. Заедания их нам пришлось испытать на себе в лихие годы.

В школу ходила я, из Киселевки через Маячный бугор. И всякий раз на виду были осколки разной посуды, вымываемые из земли дождями, ветровой Маряной. Осколки разные они привлекали детское внимание красотой красок, рисунков, форм. В первом классе не задумывалась об истории этих осколков. Набирали и играли ими. На склоне Маячного - против дома Лопырева И.И., видела большой глиняный сосуд, у нас звали их корчаги, он был полностью в земле. Просматривалась горловина (с отливкой] и до наибольшей ширины сантиметров шестьдесят растрескан на маленькие кусочки, но цел, то есть не распался, потому что ограничен землей, изнутри сосуда и вокруг.

В составе осколков были-, фарфор, фаянс, керамика и другие. Как я теперь думаю, это живой слой, живших в далеком прошлом, а мне показался и запомнился с 1933 по 1941 годы.

 

В Киселевке и на Маячном росла Белена. Растение красивое, многолетнее, засухоустойчивое. Но в зной зеленые побеги и цветы засыхали. А корень глубоко в земле, а на поверхности стояли древенистые штамбики до 20 см. Во время раннего лета, дети любили строить садики из стеблей с цветами. Но Белена -дурманящее и скот не ел. Из-за этого в народе говорили (если кто либо вел себя не умно) - «Белены объелся».

Храм (Православный)

Он до 1936года находился на холме, примыкающим к центру села (сбоку от степи).

По красоте зодчества, внутреннему убранству: живописи, деревянной резьбы, позолоты и чеканки имел седьмое место в России. Строили всем селом. Выписывали лучших зодчих отечества и живописцев и других мастеров, нужных профессий. Использовали дорогостоящие материалы, в том числе и мрамор. А для прочности цементных работ применяли яйца. Так рассказывали нам родные предки.

Ленин говорил - «Лучшие памятники зодчества сохранить» Селитряне надеялись, писали в Москву, посылали ходоков, но никто не вернулся живым и на депеши ответа не пришло. Кому то сильно хотелось уничтожить. Цель? Добыча? Храм закрыли , призывали ломать, но ни кто из Селитрян не хотел.

В 1936 году привезли чужаков. Неряшливые женщины в лаптях (не по нашенски) и мужчина в черном, как ворон. В черном галифе, черная до пояса куртка, черные наголенники и ботинки, и черная кепка, злое лицо. ( Таким запомнился в день начала разрушения)

До того мама моя сфотографировала храм со стороны сельсовета от подножия храма. Но фото пропало при краже нашего жилья. Я училась начально в церковной школе рядом с храмом. Дисциплина безупречная, тишина на уроке. В злосчастный день раздался страшный скрежет. Дети, забыв о просьбе разрешения, сорвались с мест, приникли к окнам. За окнами стоял в образе человека - Черный нелюдь, а рядом лебедка ревела, и со скрежетом, сдирался с главного купола крест и обшив металлический. Первый учитель наш Александр Петрович Руфин (погиб в ВОВ) не остановил нас. Он, молча и грустно, смотрел. Образованный он понимал, какое сокровище теряет село и государство. До конца учебного года мы ежедневно видели, как чужаки соскабливали золото, а картины, оклады к ним резные изделия жгли на кострах. Куда дели награбленные ценности, простым людям не ведомо. А стены ломали очень долго, ибо прочность была велика. Кирпич увезли в Харабали. Там из нег строили кинотеатр. Селитряне осуждали, говорили - « Осквернили святой кирпич, соорудили саклеобразное здание».Храм исчез, исчезли ломщики. Но остались четыре колоны, которые крепили своды крова в центре внутреннего зала храма.

Насколько была велика прочность, что даже взорвать долгие годы не могли. После ВОВ свалили, но не имели технических средств до появления большесильных тракторов. Вывезли, а разобрать не могли. Вот такое чудотворение было в селе. Но меня, удивило, что молодой владыка из Астрахани посещая Ахтубинск для освящения места под строительство нынешнего храма сказал - « В Харабалях был очень красивый храм». Так писали от его имени в нашей газете. А о Селитренском не знает или спутал, может газета спутала. Мне пришлось много видеть храмов, но не лучше.

Я храню в памяти облик храма снаружи и внутри.

Снаружи Белая, узорчатая с шарами ограда. Внутри зеленый газон, на котором на белых простынях святили куличи. Вход -серого мрамора портик. Ворота большие в две створы в середине, а по бокам одностворчатые. Дерево кранное расписано внутри. Слева вход по винтовой лестнице на колокольню. Там площадка для звонарей и посетителей для обозрения красоты округи. Мы видели с мамой: справа крестильная, просторная, в ней большая, блеска золота, купель, стол для младенцев и место для родных и обряда. Полы всюду кафельной плиткой. Зал большой- потолки высоко, своды расписаны живописью акустика и свежесть вентиляции. При множестве людей нет духоты. Портик перед алтарем. Над алтарем блестящий иконостас. Двери в алтарь украшены резьбой, позолотой. Справа на портике площадка для хора и музыкантов. Слева кафедра исповеди. В центре зала над прихожанами спущена хрустальная люстра со свечами. Цилиндр купола остеклен и дневной свет льется в зал по мелким стеклянным рамкам. В люстре подсвечники, в которые ставят свечи. Размер люстры в диаметре не менее трех метров. Красиво! На своде над алтарем, картина, по всему своду написана маслом. Изображен Николай Чудотворец идущий по морю босой, с протянутой к прихожанам рукой, на которой лежит раскрытая книга (наверно его учение). Лик ласков, волосы русые волнистые ветром льются за уши, одежда светлая и тоже колышется ветром встречным. На воде мелкая рябь. Небо голубое с редкими белыми облаками.

Этого святого Селитряне чтили как спасителя на воде. А они промышляли рыболовством и на Каспийском море.

Священники были образованные, искренне заботились о нравственности паствы. Учили воспитывать детей всех. То есть каждый взрослый обязан поправить плохой поступок дитя, чей бы он ни был, и где бы не находился. А заповеди Господне обязательны - «не укради и т.д.» Так в селе не запирались дома, дворы, если хозяева были в отлучке, даже на долго. На дверной петле накидка или палочка вместо замка. Это знак не позволяющий входить без хозяев.

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Селитренное


    Харабали 2013
    Сайт создан в системе uCoz