(Из полонеза Огинского)
СЕЛИТРЕННОЕ
Название села (по рассказам предков) получило от добываемой там селитры, запасы, которой до нас не дошли.
По историческим данным и рассказам моих предков (родных и земляков) считалось, что это село в числе других сел, ныне существующих в Астраханской области (ранее Царицинской губернии) образовались по велению царицы Екатирины Великой.
По ее указу дан клич на Украину - Харьковскую губернию и Воронежскую, затем немцам. «Заселить пустующие места Поволжья на льготных условиях - не платя податей до трех лет»
Украинцы прислали ходоков на разведку. Ходокам места понравились « Земли богато, рыбы богато». И двинулись чумаками - (возами) на новые места. Разделяясь селились, образовывая поселения. Из этих переселенцев получились села:
Из Украинцев: Капустин яр, Пологое займище. Солянка, Покровка, Владимировка, Успенка, Ново-Николаевка, Болхуны, Сокрутовка, Вольное, Самодуровка (Ныне Хошеутово), Селитренное которое смешалось с местным населением и Воронежскими.
Из Воронежских: Батаевка, Рождественка, Золотуха, Пироговка, Удачное, Сасыколи, Харабали, Тамбовка. У всех был свой говор.
У Москалей: - «ни замай ( не бери), на медни (на днях), надысь (не давно), васейко (давно), чаво, щытаешь и другие»
У Украинцев: - « в жинку, браты, москальку нэ трэба, бо як знее балакать, нэ можа.»
Село, мое родное - Селитренное, помню с 1930года. В то время оно было немалое. С хорошей планировкой улиц, размещением общественных зданий. В центре площадь (майдан). По сторонам: сельсовет, клуб, школа, базарчик, дом священника особого стиля. Улицы стройные, дома подворья деревянные. Подворья задними сторонами не примыкают друг к другу. Между ними промежуток для складирования и вывоза мусора. Этот промежуток назывался - зады. Улицы и дворы содержались по санитарным правилам. За порядком следили - назначенные по участкам.
Село занимало весь Маячный бугор со всеми склонами и низиной к ереку Шулук, и церковный бугор, и половину больничного бугра.
Тогда было шесть продольных улиц и десять поперечных. Все густо и стройно застроены.
В просторечье селяне делили село на части: Селень, Киселевка, Чоботари, Бондари.
К Селени относилось место центра. К Киселевке -восточный склон Маячного бугра и низина до садов Гончаровых и Титовых. Бондари и Чоботори по местам ремесленников.
В селе было четыре школы. Две начальные - церковная деревянная, рядом с храмом на четыре класса, добротная, светлая просторная. Вторая кирпичная у двора пекарни на два или три класса. Третья белая рядом с почтой неполносредняя. И четвертая - (красная называлась) из красного кирпича - средняя. Детей было много, учились в две смены.
Были- Храм (красивейший седьмое место в России), шесть магазинов, рыбный завод, Кирпичный завод, больница, ветряная мельница, аптека, Молочный заводик.
В селе не было помещиков. Люди жили в соответствии с укладом, созданным сами. За это, впоследствии, писатель Ф. Гладков назвал Астраханщину- вольницей, так и книга названа.
В селе не было соломенных крыш черных хат. Все дома, ворота, заборы, летние кухни были деревянные, это потому что по Волге полноводной шли плоты леса - трехслойные, на них готовые детали домов, доски. Селяне могли покупать до революции 1917года.
А в моей памяти 1930год в село ходил пассажирский колесный пароход, два раза в сутки перевозил грузы и пассажиров. Так связь с миром у Селитренного была большая. Имелась почтовая связь и пекарня хлебных изделий.
Маячный бугор
О названии его ходило два утверждения.
Первое - на этом бугре стоял маяк для Каспийских моряков, так как в древности море подходило близко.
Второе - в разгул Степана Разина, на Маячном стоял сигнальный маяк, с которого наблюдали за Волгой. А при появлении торговых судов, давали сигнал к ограблению своим людям, базировавшимся на острове Блашной, в камышах, у реки Банной. А река названа, будто потому, что там были бани банд Разинских. Ходили слухи о множестве потопленных ценностей и вроде иностранцы предлагали почистить дно Волги только за то, что найденное будет ихним.
А остров прозван Блошным из-за плотного населения там блох. Заедания их нам пришлось испытать на себе в лихие годы.
В школу ходила я, из Киселевки через Маячный бугор. И всякий раз на виду были осколки разной посуды, вымываемые из земли дождями, ветровой Маряной. Осколки разные они привлекали детское внимание красотой красок, рисунков, форм. В первом классе не задумывалась об истории этих осколков. Набирали и играли ими. На склоне Маячного - против дома Лопырева И.И., видела большой глиняный сосуд, у нас звали их корчаги, он был полностью в земле. Просматривалась горловина (с отливкой] и до наибольшей ширины сантиметров шестьдесят растрескан на маленькие кусочки, но цел, то есть не распался, потому что ограничен землей, изнутри сосуда и вокруг.
В составе осколков были-, фарфор, фаянс, керамика и другие. Как я теперь думаю, это живой слой, живших в далеком прошлом, а мне показался и запомнился с 1933 по 1941 годы.
В Киселевке и на Маячном росла Белена. Растение красивое, многолетнее, засухоустойчивое. Но в зной зеленые побеги и цветы засыхали. А корень глубоко в земле, а на поверхности стояли древенистые штамбики до 20 см. Во время раннего лета, дети любили строить садики из стеблей с цветами. Но Белена -дурманящее и скот не ел. Из-за этого в народе говорили (если кто либо вел себя не умно) - «Белены объелся».
Храм (Православный)
Он до 1936года находился на холме, примыкающим к центру села (сбоку от степи).
По красоте зодчества, внутреннему убранству: живописи, деревянной резьбы, позолоты и чеканки имел седьмое место в России. Строили всем селом. Выписывали лучших зодчих отечества и живописцев и других мастеров, нужных профессий. Использовали дорогостоящие материалы, в том числе и мрамор. А для прочности цементных работ применяли яйца. Так рассказывали нам родные предки.
Ленин говорил - «Лучшие памятники зодчества сохранить» Селитряне надеялись, писали в Москву, посылали ходоков, но никто не вернулся живым и на депеши ответа не пришло. Кому то сильно хотелось уничтожить. Цель? Добыча? Храм закрыли , призывали ломать, но ни кто из Селитрян не хотел.
В 1936 году привезли чужаков. Неряшливые женщины в лаптях (не по нашенски) и мужчина в черном, как ворон. В черном галифе, черная до пояса куртка, черные наголенники и ботинки, и черная кепка, злое лицо. ( Таким запомнился в день начала разрушения)
До того мама моя сфотографировала храм со стороны сельсовета от подножия храма. Но фото пропало при краже нашего жилья. Я училась начально в церковной школе рядом с храмом. Дисциплина безупречная, тишина на уроке. В злосчастный день раздался страшный скрежет. Дети, забыв о просьбе разрешения, сорвались с мест, приникли к окнам. За окнами стоял в образе человека - Черный нелюдь, а рядом лебедка ревела, и со скрежетом, сдирался с главного купола крест и обшив металлический. Первый учитель наш Александр Петрович Руфин (погиб в ВОВ) не остановил нас. Он, молча и грустно, смотрел. Образованный он понимал, какое сокровище теряет село и государство. До конца учебного года мы ежедневно видели, как чужаки соскабливали золото, а картины, оклады к ним резные изделия жгли на кострах. Куда дели награбленные ценности, простым людям не ведомо. А стены ломали очень долго, ибо прочность была велика. Кирпич увезли в Харабали. Там из нег строили кинотеатр. Селитряне осуждали, говорили - « Осквернили святой кирпич, соорудили саклеобразное здание».Храм исчез, исчезли ломщики. Но остались четыре колоны, которые крепили своды крова в центре внутреннего зала храма.
Насколько была велика прочность, что даже взорвать долгие годы не могли. После ВОВ свалили, но не имели технических средств до появления большесильных тракторов. Вывезли, а разобрать не могли. Вот такое чудотворение было в селе. Но меня, удивило, что молодой владыка из Астрахани посещая Ахтубинск для освящения места под строительство нынешнего храма сказал - « В Харабалях был очень красивый храм». Так писали от его имени в нашей газете. А о Селитренском не знает или спутал, может газета спутала. Мне пришлось много видеть храмов, но не лучше.
Я храню в памяти облик храма снаружи и внутри.
Снаружи Белая, узорчатая с шарами ограда. Внутри зеленый газон, на котором на белых простынях святили куличи. Вход -серого мрамора портик. Ворота большие в две створы в середине, а по бокам одностворчатые. Дерево кранное расписано внутри. Слева вход по винтовой лестнице на колокольню. Там площадка для звонарей и посетителей для обозрения красоты округи. Мы видели с мамой: справа крестильная, просторная, в ней большая, блеска золота, купель, стол для младенцев и место для родных и обряда. Полы всюду кафельной плиткой. Зал большой- потолки высоко, своды расписаны живописью акустика и свежесть вентиляции. При множестве людей нет духоты. Портик перед алтарем. Над алтарем блестящий иконостас. Двери в алтарь украшены резьбой, позолотой. Справа на портике площадка для хора и музыкантов. Слева кафедра исповеди. В центре зала над прихожанами спущена хрустальная люстра со свечами. Цилиндр купола остеклен и дневной свет льется в зал по мелким стеклянным рамкам. В люстре подсвечники, в которые ставят свечи. Размер люстры в диаметре не менее трех метров. Красиво! На своде над алтарем, картина, по всему своду написана маслом. Изображен Николай Чудотворец идущий по морю босой, с протянутой к прихожанам рукой, на которой лежит раскрытая книга (наверно его учение). Лик ласков, волосы русые волнистые ветром льются за уши, одежда светлая и тоже колышется ветром встречным. На воде мелкая рябь. Небо голубое с редкими белыми облаками.
Этого святого Селитряне чтили как спасителя на воде. А они промышляли рыболовством и на Каспийском море.
Священники были образованные, искренне заботились о нравственности паствы. Учили воспитывать детей всех. То есть каждый взрослый обязан поправить плохой поступок дитя, чей бы он ни был, и где бы не находился. А заповеди Господне обязательны - «не укради и т.д.» Так в селе не запирались дома, дворы, если хозяева были в отлучке, даже на долго. На дверной петле накидка или палочка вместо замка. Это знак не позволяющий входить без хозяев.